Особенность проекта
- применение технологии виртуальных миров (ВМ), обеспечивающей
глубокое погружение человека в определенную среду и взаимодействие
с объектами этой среды с использованием различных его характеристик
- физических, психофизиологических и др., адекватных его повседневной
жизни и деятельности или существенно расширяющих их.
Ценность технологии - активное
использование сенсорики и моторики человека, целостное сенсорное
восприятие материала, непосредственное формирование опыта,
в т.ч. при совместной работе.
Высококачественные ВМ-приложения
реального времени (тренажеры - авиа, авто, диспетчерские и
др., обучающие и развлекательные системы и т.п.) реализуются
на инструментарии мировых лидеров в этой области - фирм MultiGen-Paradigm,
Sense8, Virtools и др. Некоторые примеры подобных приложений
будут продемонстрированы одним из участников проекта - СПбГУАП.
Реализация проекта базируется на
более дешевых и простых в освоении и эксплуатации перспективных
технологиях Web3D, в частности VRML/X3D. Основные недостатки
- менее качественные и реактивные приложения, трудности в
организации мультимодального интерфейса и настройке браузера
для конечного пользователя - не мешают успешно использовать
их в образовании, науке, культуре и т.п.
Виртуальный мир в проекте имеет следующие
базовые характеристики:
- VRML/X3D-мир (в перспективе - MPEG-4).
- Пользовательский интерфейс:
Уровень погружения
|
Трехмерный
аудиовизуальный мир с
шестью степенями свободы
|
Экран стандартного
монитора (или проектора)
|
Вид интерактивности
|
Передвижение в
трехмерном мире,
взаимодействие с
объектами, реагирование на
воздействия
|
Клавиатура и мышь
|
- Гипер- и мультимедийность.
- Одно- и многопользовательский доступ при локальном и
распределенном исполнении.
- Доставка материала пользователю - компакт-диск, телекоммуникации
или смешанная.
- Возможность заселения персонажами (аватарами).
- Платформа поддержки - Intel/Pentium; Windows 98 и выше;
Internet/Intranet.
При создании виртуальных миров, учитывая
достигнутый уровень технологии и имеющиеся ресурсы, можно
начинать с базового уровня погружения и интерактивности с
постепенным их увеличением за счет усовершенствования моделей
и подключения устройств типа персонального дисплея, сенсорных
перчаток, джойстиков с силовой обратной связью, генерации
запахов и вкуса, создания кинестетических ощущений, симуляторов
(авто, вело и др.) и т.п.
Ниже приведены фотографии некоторых
устройств, используемых в СПбГУАП в ВМ-приложениях.
|