Особенность проекта - применение технологии виртуальных миров (ВМ), обеспечивающей глубокое погружение человека в определенную среду и взаимодействие с объектами этой среды с использованием различных его характеристик - физических, психофизиологических и др., адекватных его повседневной жизни и деятельности или существенно расширяющих их.

     Ценность технологии - активное использование сенсорики и моторики человека, целостное сенсорное восприятие материала, непосредственное формирование опыта, в т.ч. при совместной работе.

     Высококачественные ВМ-приложения реального времени (тренажеры - авиа, авто, диспетчерские и др., обучающие и развлекательные системы и т.п.) реализуются на инструментарии мировых лидеров в этой области - фирм MultiGen-Paradigm, Sense8, Virtools и др. Некоторые примеры подобных приложений будут продемонстрированы одним из участников проекта - СПбГУАП.

     Реализация проекта базируется на более дешевых и простых в освоении и эксплуатации перспективных технологиях Web3D, в частности VRML/X3D. Основные недостатки - менее качественные и реактивные приложения, трудности в организации мультимодального интерфейса и настройке браузера для конечного пользователя - не мешают успешно использовать их в образовании, науке, культуре и т.п.

     Виртуальный мир в проекте имеет следующие базовые характеристики:
-    VRML/X3D-мир (в перспективе - MPEG-4).
-    Пользовательский интерфейс:

Уровень
погружения

Трехмерный аудиовизуальный мир с шестью степенями свободы

Экран стандартного монитора (или проектора)

Вид
интерактивности

Передвижение в трехмерном мире, взаимодействие с объектами, реагирование на воздействия

Клавиатура и мышь

-    Гипер-  и мультимедийность.
-    Одно- и многопользовательский доступ при локальном и распределенном исполнении.
-    Доставка материала пользователю - компакт-диск, телекоммуникации или смешанная.
-    Возможность заселения персонажами (аватарами).
-    Платформа поддержки - Intel/Pentium; Windows 98 и выше; Internet/Intranet.

     При создании виртуальных миров, учитывая достигнутый уровень технологии и имеющиеся ресурсы, можно начинать с базового уровня погружения и интерактивности с постепенным их увеличением за счет усовершенствования моделей и подключения устройств типа персонального дисплея, сенсорных перчаток, джойстиков с силовой обратной связью, генерации запахов и вкуса, создания кинестетических ощущений, симуляторов (авто, вело и др.) и т.п.

     Ниже приведены фотографии некоторых устройств, используемых в СПбГУАП в ВМ-приложениях.

       









 
Финансовая поддержка - Комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга
© 2002 СПбГУАП в кооперации с РГГМУ, СПбГИТМО, СПбГПУ, СПбГУ, СПбГУТД, СПбГЭТУ